Первопрохождение маршрута Каракокша-Чемал "Оськин-трофи 2011"
Рейтинг: 50, Количество показов: 8986
Дата опубликования: 19.06.2012
Отчет об автомобильном спортивном походе V категории сложности «Оськин-трофи 2011» на территории республики Алтай, Чемальский р-н, хребет Иолго, по маршруту Чемал-Каракокша.
05-14 августа 2011г
II место на Чемпионате Сибирского и Дальневосточного округов по спортивному туризму в дисциплине "маршрут-на средствах передвижения 3-6к.с."
III место на Чемпионате России по спортивному туризму в дисциплине "маршрут-на средствах передвижения 3-6к.с."
Городская общественная организация «Бийская Федерация Технических Видов Спорта «АвтоБийск», клуб "АвтоБийск 4х4".
Вид туризма: автомобильный
Категория сложности: V
Протяженность: 502 км из них 116км бездорожье из них 86км-первопрохождение
Продолжительность: 9 дней
Сроки проведения: с 05.08 по 14.08.2011
Район: республика Алтай, Чемальский р-н, хребет Иолго
Длительность похода: с 05.08.11 по 14.08.11
Протяженность похода: 502 км из них 116 км по бездорожью (86 км были пройдены впервые).
Подробная нитка маршрута с указанием высоты над уровнем моря:
Бийск (200 м) – р. Чемал (428 м) – р. Куба (550 м) – р. Имурта (728 м) – Замок горных духов (1820 м) – перевал Багаташ (2000 м) – перевал Угульский (2145 м) – Угульская долина (1900 м) – перевал Аккаинский (2058 м) – Аккаинские озера (1795 м) – перевал Айрыкский (2070 м) – Айрыкские озера (1900 м) – урочище Сарысаз (1780 м) – Каракокшинские пещеры (1666 м) – перевал Карагу (1700 м) – р. Карагу (1530 м) – р. Карагу (1376 м) – р. Улуоду (1433 м) – урочище Уладо (1569 м) – перевал Саганы (1886 м) – перевал Беличек (1550 м) – база «Русская Кузя» (518 м) – с. Каракокша (514 м) – г. Бийск (200м).
Идея прохождения хребта Иолго на автомобиле пришла в голову мастера спорта по спортивному ориентированию Виктору Филипповичу Оськину (клуб «АвтоБийск 4х4») в 2008 году.
Он неоднократно проходил пешком популярные маршруты в этом районе, включая легендарный 77-й маршрут.
Пересечь хребет Иолго теоретически возможно через Альбаганский перевал Щелка или же через Аккаинский перевал. Именно в октябре 2008 года была предпринята первая разведка на автомобиле УАЗ этого направления со стороны с. Каракокша. В первую поездку удалось пробиться до р. Улуоду притока р. Карагу.
В 2009-2010 годах проводилось по 4-5 разведывательных экспедиций в год в различных составах различной подготовки и с разных сторон хребта. В 2009 году экипажу Виктора Оськина, Вячеслава Ивина, Виталия Ковылина на автомобиле УАЗ удалось пройти к болоту Куралбас и обогнуть Верховье Кубы.
25 июля 2009 г. на пятьдесят восьмом году жизни от сердечного приступа скончался наш товарищ Виктор Оськин (reduktor). Один из основателей клуба «АвтоБийск 4х4» первопроходец алтайского бездорожья, настоящий друг и наставник всего джиперского братства.
http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=137 Каракокша-Чемал 2008 (разведка-1)
http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=141 Каракокша-Чемал 2009 (разведка-2)
http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=142 Каракокша-Чемал 2009 (разведка-3 или ежики в тумане-2)
http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=143 Каракокша-Чемал 2009 (разведка-4 или СТО "На высоте")
В 2010 году в рамках экспедиции «Оськин-трофи 2010» было совершено первопрохождение на внедорожниках к подножью горы Альбаган по долине р.Ложа.
Только 2011 году перед экспедицией «Оськин-трофи 2011» было совершено три разведки со стороны Каракольских озер, реки Куба и с.Эдиган.
С Эдигана по направлению горы Альбаган удалось дойти на 3-х автомобилях и подняться на считающийся не проходимым перевал Сайгонош.
28-31.07.11 по притоку реки Куба реке Имурта была проведена пешая разведка до Айрыкского перевала. Разведка явных тупиков не выявила и приоритетным направлением штурма хребта Иолго была выбрана река Имурта.
Разведка пер.Сайгонош
Чемальский район расположен в северной части Республики Алтай в горно-степной зоне Северного Алтая в системе малых горных рек, притоков Катуни, охватывает части хребта Иолго и Семинского хребта. Район начинается в селе Усть-Сема, если свернуть на Чемальскую трассу с Чуйского тракта, уходящего через мост на левый берег Катуни.
Чемальский район является одним из наиболее освоенных в туристском плане, благодаря своей доступности, благоприятными климатическими условиями, уникальному живописному ландшафту и культурно-историческим объектам. Число туристов, ежегодно посещающих район, превышает численность местного населения раз в двадцать. Но туристический потенциал района далеко не исчерпан. Здесь есть широкие возможности для развития экологического и этнографического туризма, массового и лечебно-оздоровительного отдыха.
Иолго -горный хребет в северном Алтае, на водоразделе р. Бии и Катуни. Длина хребта — около 90 км, высшая точка — гора Альбаган (2618 м).
Хребет находится на территории Республики Алтай и 4-х её районов (Чемальский, Онгудайский, Чойский и Майминский).
Кроме Альбагана основными вершинами являются горы Белок Озёрный (Каракольские озера, перевал Багаташ), Аккая (2385 м), Кара (2175 м), Вершина Карасу (2557 м) и Аксаэкан (2286 м). На юге Иолго примыкает к Сумультинскому хребту (перевал Сайгонош). С запада к Иолго примыкают хребты: Чемало-Кубинский водораздел и Мажиган.
Преобладает среднегорный рельеф. По восточным склонам — елово-пихтово-кедровая тайга; на западных склонах — берёзово-сосново-лиственничные леса. Выше 1700 м — субальпийские и альпийские луга, горная тундра и каменистые россыпи.
Каракокшинская пещера — расположена в Чойском районе Республики Алтай на северо-восточном макросклоне хребта Иолго. Находится в популярном туристском районе, примерно в 20 - 25 км от Каракольских озёр, добраться до неё можно по конной тропе.
Суммарная протяжённость ходов 490 метров, глубина 24 метра. Пещера имеет два входа, характерна двухэтажным строением, по нижнему этажу течёт ручей, который перехватывается с поверхности вблизи верхнего входа. Этот же ручей появляется на дне Воронки, расположенной ниже пещеры по сухому руслу, и которая настолько известна, что является сама по себе экскурсионным объектом. В период весеннего паводка верхний этаж пещеры частично затапливается и становится непроходимым. Самый большой зал пещеры — зал Орла, высотой 7 метров. Пещера внесена в Красную книгу (особо охраняемые территории и объекты) Республики Алтай. Каракокшинская известна как самая высокорасположенная из крупных пещер Алтая. Высота входа ок. 1700м н.у.м.
Здесь берёт начало речкаТура — приток реки Каракол, которая, в свою очередь, впадает в приток Катуни Элекмонар. Расстояние от села Элекмонар до Каракольских озёр — около 30 км. Автомобильной дороги с твёрдым покрытием до самых озёр нет. Система Каракольских озёр включает в себя широкий спектр природно-климатических зон, что обусловлено значительным перепадом высот. Нижние озёра окружены горной кедровой тайгой, выше леса уступают местоальпийским лугам, а для окрестностей небольших верхних озёр типичны флора и фауна высокогорной тундры. Вода в озёрах холодная и чистая, водные растения в них практически отсутствуют, так же как и рыба.
Хребет Иолго всегда привлекал к себе туристов. Богатая тайга, чистые прозрачные реки и озера, снег и огромное количество цветов делают этот уголок Алтая незабываемым для большинства туристов. Многочисленные легенды местных жителей и истории бывалых туристов придают этим местам ореол таинственности. Несмотря на то, что район доступный и посещаемый, интерес к нему не ослабевает. Это объясняется прежде всего богатым и разнообразным природным потенциалом. Через хребет Иолго проходил легендарный 77 маршрут — туристский горный пеший маршрут 3 категории сложности. В рекламных проспектах назывался «Горно-Алтайский», № 77 (102-99-04) и был самым сложным плановым маршрутом в СССР и в то же время культовым пешеходным маршрутом Горного Алтая. Он просуществовал 33 года (1956-1989). 77 маршрут начинался и заканчивался в Бийске. Продолжительность путевки была 24 дня, а продолжительность маршрута составляла 18 дней. С началом перестройки этот маршрут был закрыт.
Цели путешествия
- Совершить первопрохождение через хребет Иолго по пешим и конным маршрутам на автомобилях повышенной проходимости.
- Посетить различные ландшафтные зоны региона.
- Посетить природные достопримечательности хребта Иолго.
- Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников экспедиции, GPS-ориентирования в условиях горной местности.
Состав участников экспедиции:
Собираемся, определяем порядок движения машин. Две штурмовые: первой идёт Михаил Некрасов(Safari), второй – Борис Коростелев (TLC-72).
11:30 начинаем подъем по ущелью р. Имурта. Началось первопрохождение!
16 часов – поломка у Олега Горшкова (головка блока двигателя). Олег набрал гору зипа и был уверен, что сможет сделать любой ремонт своего УАЗа, но то, что выпадет седло клапана….
А ведь это самое начало пути!
Штурмовые уходят вперед, за ними идут следом Сафарь Самоделкина (Валерий Луценко), TLC-80 Толяс и УАЗ Луконина. 17: 00 впереди завал валежника и курум. Принимаем решение остановиться на ночлег и дождаться отставшую группу. Высота 1011м. N51°24.895' E86°17.642'
За день пройдено 17 км ( из них 3.5 км пройдено по Имурте за 5 часов). На вечернем совете принимаем решение о возврате в Чемал для ремонта головки блока УАЗ с экипажем Коростелева Александра (TLC-78). Также завтра на поляне для поддержки должны остаться экипаж Ермакова Вадима (Mistral) и автомобиль УАЗ Николая Ересько со штурманом Максименко Анатолием
Подъём в 8:00. День солнечный. Долгие сборы. Две машины («туристы») возвращаются домой: Луконин (УАЗ) и Толяс (TLC). «Слезно» прощаемся с ними.
Выезжаем поздно, в 11 часов. Прокладываем дорогу, пилим, глубокие промоины закладываем бревнами и камнями. Сильно пересеченная местность не дает отдыха лебедкам.
Основной бедой этой экспедиции выявилось недостаточное количество подготовленных штурманов. Принимаем решение о движении вперед штурмовых машин Михаила и Бориса. Остальных свободных людей направляем на прокладку маршрута среди завалов, ручьев и курума.
2:15 - поломка, заглохла машина Миши на холостом ходу (клапан отсечки топлива – два дохлых предохранителя, заменили).
12:30 – к штурмовым машинам присоединяются Мелихов и Луценко (Самоделкин). Мелихов какое-то время едет за нами и возвращается в Барнаул. Его экспедиция закончена. Доля адреналина им получена.
14:50 – привал, останавливаемся на обед (3 машины). Жара. Высота 1200м.
Штурмовую пару догоняют Ивин и Овсянников. Обедаем, заправляем бензопилы.
16:30 – продолжаем подъём в 5 машин.
Оторвался левый порог у машины Некрасова.
Четыре машины остались ночевать в первом лагере (Ермаков, Горшков, Коростелев Саша и машина Коли Ересько со штурманом Толей). Сам Коля весь день был с нами можно сказать в трусах и в майке с бензопилой. Достаем свою теплую одежду для Николая и поселяем его в палатку Ивина и Гондурова. Так он прожил двое суток, пока не пришел его турбо-УАЗ с Анатолием за рулем.
За день пройдено 2.8 км.
Опять весь день продвигались по тайге. По сторонам обзора ни какого. Сквозь кроны деревьев-небольшой кусок неба и направление по навигатору. Вечером Татьяна Астапенко достает гитару и туристические песни у костра снимают накопившуюся за день усталость.
8 августа (понедельник)
Подъём в 8:00. Солнечно. Ночью шел дождь. Утром сушили обувь и вещи, те, что не догадались спрятать от дождя.
С первого лагеря по радиосвязи доложили, что отремонтировали машину Горшкова и выезжают нас догонять.
Выдвигаемся очень поздно, в 11:45. Через полтора часа Штурмовая группа из экипажей Некрасова (Safari) и Коростелева (TLC-72) выходят на верховое болото-водосбор реки Имурта. Высота 1433м.
Пока ребята пропиливали очередной завал, Ивин набрал вокруг своей машины великолепных грибов. Вкусный ужин обеспечен!
По радио сообщают остальным, что уже видно вершину горы Белок озерный!
13:00 – погода портиться, начинается сильный ветер и ливень. Сидим в машине. Минут через 40 дождь стихает. Продолжаем разведку. Впереди курум. Продолжаем подъем. Почти все время моросит дождь.
18:00 – вышли на болотистую поляну, с которой впервые открывается вид на Замок горных (злых) духов.
Едем дальше. Выходим на тропу, и двигаемся по ней. На высоте 1720м встречаем лагерь конников (спросили дорогу на Омск : ))))))
Далее крутой подъем по каменистой конной тропе.
Михаил поднялся первым к поляне предполагаемой ночевки у Замка горных духов. Остальные остались ниже метров в 200-ах, т.к. Борис (TLC-72) сломался – погнул рулевую тягу и не мог продолжать движение. Миша вернулся. Было решено отремонтировать Борину машину (сварка и усиление) и всё-таки подняться на «верхнюю» поляну, так как дождь за ночь может размыть тропу. На ремонт ушло примерно 2 часа.
Уже стемнело. Дождь продолжал моросить.
Миша затянул Игоря наверх на тросе. Остальные поднялись самостоятельно. На Suzuki Ивина заклинила лебедка на последних метрах подъема.
21:30 – поднялись на поляну, разбили лагерь для ночлега. Высота 1800м. N51°26.837' E86°21.532' На этой же поляне стояло ещё несколько лагерей с туристами.
Молодежь с Барнаула греется у нашего костра.
Самый большой лагерь из 30 человек с Екатеринбурга приветствовал нас восторженными криками, а мы их тепловозными гудками наших «монстров».
Машин здесь не было ни когда!
За день пройдено 3.6 км.
Пока всё шло по графику. Как и планировалось на подъем по Имурте ушло трое суток.
Сбор участников экспедиции на поляне левого берега р.Куба.
Высота 550м. Координаты N51⁰22.635’ Е 86⁰07.771’
К вечеру собралось 12 экипажей из 4-х городов-Бийск, Барнаул, Новосибирск, Горно-Алтайск. Была определена группа прорыва из 7 экипажей. Остальные участники (туристы) сопровождают группу до Замка горных духов и возвращаются. Была выработана стратегия прохождения парами из двух экипажей.
Погода: пер. облачность, t= + 20 ⁰.
Старт с поляны в 10:00.
Стартовало 12 машин, из них 3 машины «туристы». Разбились на группы по 2 машины.
Связь по радиостанциям: автомобильные 27 МГц и носимые 433(446) МГц.
Едем вдоль р. Куба до р. Имурта по лесовозной дороге колонной. Средняя скорость 15км/ч. Дорога позволяет скорость до 30 км/ч.
Трижды пересекаем Кубу. Первый: брод (мост сгорел весной 2011г.) через 4 км (в 10:30). Дно каменистое, протяженность 40 м, глубина 0.7 – 1 м (зависит от полноводности реки). N51°22.919' E86°10.889'
Второй: деревянный мост (7.6 км от поляны). N51°22.306' E86°13.422'
Третий: брод (мост разрушен) через 10 км от поляны (в 10:55). Дно каменистое, протяженность 40 м, глубина 0.7 – 1 м. Высота 624м. N51°22.635' E86°15.456'
Тема: Конкурс экспедиция THE BEST OFF THE BEST
Рейтинг: 50, Количество показов: 8986
Дата опубликования: 19.06.2012
Голосование завершено.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.